ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2[1]А-224/2018 от 14.03.2018 Бузулукского районного суда (Оренбургская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Бузулук 14 марта 2018 года

Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Кривенкова О.В., при секретаре Моисеевой А.В., с участием помощника Бузулукского межрайонного прокурора Воронина Д.И., представителей ответчиков Лыкова С.А., действующего по доверенности от ** ** ****., и Ченцовой Л.Г., действующей на основании доверенности от ** ** ****

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Бузулукского межрайонного прокурора Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Красногвардейский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области» и администрации муниципального образования «Бузулукский район Оренбургской области» об обязании произвести капитальный ремонт участков тепловой сети и произвести актуализацию схемы теплоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

Бузулукский межрайонный прокурор Оренбургской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красногвардейского сельсовета Бузулукского района об обязании произвести капитальный ремонт участков тепловой сети по <адрес> и об обязании актуализировать схему теплоснабжения Красногвардейского сельсовета Бузулукского района, утвержденную решением Совета депутатов Красногвардейсткого сельсовета Бузулукского района от ** ** ****. , в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012г. № 154 «О требованиях к схемах теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения». В обоснование заявленных исковых требований указал, что в соответствии с п.4 ч.1 ст.14.Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996г. «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области», к вопросам местного значения сельского поселения организации в границах поседения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно п.4.2 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы, местного самоуправления поселении муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении». В соответствии с п.6 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации. В соответствии с п.1 ч.1 ст.3 указанного Федерального закона, одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов. Указал, что в силу ч.ч.2, 3 ст.23 Федерального закона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам
территориального-планирования поселения или городского округа, в том числе
схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения
или городского округа. Согласно п.п.22, 23, 24 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, а также к порядку их актуализации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012г. № 154, схема теплоснабжения ежегодно подлежит актуализации. Решением Совета депутатов Красногвардейсткого сельсовета Бузулукского района от 20.05.2014г. № 206 утверждена схема теплоснабжения Красногвардейского сельсовета Бузулукского района. Однако после её утверждения актуализации указанная схема не проходила. Также указал, что нормативный срок службы трубопроводов тепловых сетей, установленный в соответствии с действующими нормами постановления Сомина СССР от 22.10.1990г. № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР», составляет 25 лет. Согласно же сведениях технических паспортов, тепловые сети трубопроводов в <адрес> введены в эксплуатацию в ** ** **** году и в ** ** **** году. Соответственно, нормативный срок службы их истек. На основании изложенного, просил удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.

Определением судьи Бузулукского районного суда от ** ** ****. в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Бузулукского района.

Определением судьи Бузулукского районного суда от ** ** ****. в качестве соответчика привлечена администрация Бузулукского района.

В судебном заседании помощник Бузулукского межрайонного прокурора Воронин Д.И. на заявленных требованиях настаивал и просил их удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представители ответчиков Лыков С.А. и Ченцова Л.Г. возражали против заявленных исковых требований, представили письменные возражения, приобщенные к материалам дела.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью и их правовая защита – обязанность государства.

Согласно ст.15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996г. «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области», к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п.4.2 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы, местного самоуправления поселении муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений. Согласно ч.1.1 указанной статьи, полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч.1 указанной статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Согласно абз.2 ст.4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996г. «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области», за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляются вопросы, предусмотренные п.п.4, 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 ч.1 ст.14 указанного Федерального закона.

В ст.5 Устава муниципального образования «Красногвардейский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «Красногвардейский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области» от 04.09.2012г. № 105, к вопросам местного значения сельсовета отнесена, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010г. «О теплоснабжении» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся утверждение схем теплоснабжения поселений с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации. При этом, распределение тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии, поставляющими тепловую энергию в данной системе теплоснабжения, осуществляется органом, уполномоченным в соответствии с указанным Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, путем внесения ежегодно изменений в схему теплоснабжения (ч.1 ст.18 Федерального закона от 27.07.2010г. «О теплоснабжении»). В схеме теплоснабжения должны быть определены условия, при наличии которых существует возможность поставок тепловой энергии потребителям от различных источников тепловой энергии при сохранении надежности теплоснабжения (ч.3 ст.18 Федерального закона от 27.07.2010г. «О теплоснабжении»).

Согласно ч.2 ст.23 Федерального закона от 27.07.2010г. «О теплоснабжении» развитие системы теплоснабжения поселения осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения. В соответствии с ч.3 указанной выше статьи уполномоченные в соответствии с указанным Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать: 1) определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления; 2) решения о загрузке источников тепловой энергии, принятые в соответствии со схемой теплоснабжения; 3) графики совместной работы источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и котельных, в том числе график перевода котельных в "пиковый" режим функционирования; 4) меры по консервации избыточных источников тепловой энергии; 5) меры по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; 6) радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить условия, при которых подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе; 7) оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения; 8) иные меры, предусмотренные правилами, определяющими требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки, в целях достижения установленных в инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения.

Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, а также к порядку их актуализации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012г. № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения». Согласно п.п.22, 23, 24 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012г. № 154, схема теплоснабжения подлежит ежегодно актуализации в отношении следующих данных: а) распределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии в период, на который распределяются нагрузки; б) изменение тепловых нагрузок в каждой зоне действия источников тепловой энергии, в том числе за счет перераспределения тепловой нагрузки из одной зоны действия в другую в период, на который распределяются нагрузки; в) внесение изменений в схему теплоснабжения или отказ от внесения изменений в части включения в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системам теплоснабжения объектов капитального строительства; г) переключение тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии в весенне-летний период функционирования систем теплоснабжения; д) переключение тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии в отопительный период, в том числе за счет вывода котельных в пиковый режим работы, холодный резерв, из эксплуатации; е) мероприятия по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; ж) ввод в эксплуатацию в результате строительства, реконструкции и технического перевооружения источников тепловой энергии и соответствие их обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и проектной документации; з) строительство и реконструкция тепловых сетей, включая их реконструкцию в связи с исчерпанием установленного и продленного ресурсов; и) баланс топливно-энергетических ресурсов для обеспечения теплоснабжения, в том числе расходов аварийных запасов топлива; к) финансовые потребности при изменении схемы теплоснабжения и источники их покрытия.

Актуализация схем теплоснабжения осуществляется в соответствии с Требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения. Уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Предложения от теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения принимаются до 1 марта.

В ходе рассмотрения дела установлено, что решением Совета депутатов муниципального образования «Красногвардейский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области» от 20.05.2014г. № 206, утверждена схема теплоснабжения муниципального образования «Красногвардейский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области». Указанная Схема теплоснабжения муниципального образования «Красногвардейский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области» содержит сведения актуальные по состоянию на 2014 год.

До настоящего времени со стороны администрации Красногвардейского сельсовета Бузукского района уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения не размещено, актуализация схемы теплоснабжения указанного муниципального образования не осуществлена, что делает невозможным дальнейшее развитие централизованной систем теплоснабжения на территории поселения, влечет нарушение прав и законных интересов граждан в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг.

Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по проведению ежегодной актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования «Красногвардейский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области» приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц (граждан), проживающих на территории указанного муниципального образования, на обеспечение надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий.

Соответственно, суд приходит к выводу о том, что требования Бузулукского межрайонного прокурора в части обязания администрации Красногвардейского сельсовета Бузукского района осуществить актуализацию схемы теплоснабжения указанного муниципального образования является правомерным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с положениями п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.

При этом ст.2 указанного Федерального закона установлено, что надежность теплоснабжения – это характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.

Согласно п.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом. При этом именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст.201 ГК РФ).

Как следует из материалов дела, согласно выпискам из Реестра муниципальной собственности администрация Краногвардейского сельсовета Бузулукского района является собственником теплотрасс, расположенных, в том числе, по <адрес>.

В соответствии с представленными в материалы дела техническим паспортом, все расположенные в <адрес> трубопроводы теплотрасс являются стальными и введены в эксплуатацию с ** ** **** по ** ** ****. Соответственно, срок их эксплуатации на сегодняшний день составляет более <данные изъяты> лет.

Согласно п.10.1 Свода правил СП 124.13330.2012 «СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети», утвержденного приказом Минрегиона России от 30.06.2012г. № 280, расчетный срок службы труб, арматуры, изделий из стали и чугуна для тепловых сетей составляет 30 лет.

Как пояснил в ходе рассмотрения дела, допрошенный в качестве специалиста Шигаев А.В., при проектировании тех или иных тепловых сетей должен быть предусмотрен конкретный нормативный срок эксплуатации соответствующих участков той или иной тепловой сети, которые подлежат замене по истечении указанного времени. В случае выработки тепловой сетью нормативного срока – 30 лет – её дальнейшая эксплуатация возможна при осуществлении соответствующей диагностики, которая также должна быть проведена в соответствии со нормами и правиалами.

В ходе рассмотрения дела представителями ответчиков каких-либо документов опровергающих установленный указанными нормами нормативный срок эксплуатации спорных участков тепловой сети в <адрес>, а также о проведении соответствующей диагностики представлено не было.

Более того, допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей Шалухин А.А., являющейся главным инженером эксплуатирующей в настоящее время тепловые сети <адрес> организации, и Поминова А.Г., являющаяся руководителем эксплуатирующей ранее тепловые сети <адрес> организации, поясняли, что расположенные по <адрес> тепловые сени в настоящее время выработали нормативный срок эксплуатации. Начиная с 2016 года по настоящее время в отопительный период наблюдаются частые порывы труб указанных участков тепловой сети, а утончение стенок указанных труб, из-за длительного срока их эксплуатации, не позволяет своевременно и качественно производить их текущий ремонт, что в дальнейшем ведет к ещё большим порывам и потерям как тепловой энергии, так и возможности выхода из строя при достаточно низких температурах всей тепловой сети <адрес>.

Исходя из изложенного, судом, при рассмотрении дела, отказано в назначении по делу соответствующей судебной технической экспертизы по определению процента износа участков тепловой сети <адрес>, так как к моменту рассмотрения дела нормативный срок эксплуатации указанных участков тепловой сети истек. Соответственно, при недоказанности иного, указанные участки тепловой сети при сроке их эксплуатации более 35 лет подлежат полному демонтажу и замене на новые.

Таким образом, поскольку неисполнение администрацией Красногвардейского сельсовета <адрес> предусмотренной законом обязанности по организации теплоснабжения населения приводит к созданию угрозы жизни и здоровью граждан, нарушает жилищные их права, права на санитарно- эпидемиологическое благополучие, затрагивает права и законные интересы пользователей услугой теплоснабжения, административные исковые требования Бузулукского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Бузулукского межрайонного прокурора Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Красногвардейский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области» и администрации муниципального образования «Бузулукский район Оренбургской области» об обязании произвести капитальный ремонт участков тепловой сети и произвести актуализацию схемы теплоснабжения удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «Красногвардейский сельсовет <адрес>» в срок до ** ** ****. произвести капитальный ремонт путем демонтажа и замены: участка тепловой сети по <адрес> от теплового колодца до домов и протяженностью <данные изъяты> м, двух задвижек теплового колодца , участка тепловой сети по <адрес> от теплового колодца до теплового колодца протяженностью <данные изъяты> м, участка тепловой сети по <адрес> от теплового колодца до домов , и здания Красногвардейского сельсовета протяженностью 238 м, а также обязать администрацию муниципального образования «Красногвардейский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области» в срок до ** ** ****. актуализировать схему теплоснабжения муниципального образования «Красногвардейский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области», утвержденную решением Совета депутатов муниципального образования «Красногвардейский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области» от ** ** ****. , в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012г. № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения».

В части требований Бузулукского межрайонного прокурора Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Бузулукский район Оренбургской области» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Бузулукский районный суд.

Судья подпись О.В. Кривенков

Решение в окончательной форме изготовлено: 19.03.2018г.

Подлинник решения подшит в гражданском деле 2(1)а-224/2018, находящегося в производстве Бузулукского районного суда Оренбургской области.